Не страшно потерять уменье удивлять, Страшнее — потерять уменье удивляться.(с)
Уже полтора года я работаю в концепции профильного образования. Что примечательно, я совершенно по-другому стал представлять себе образование общее.
Например, я теперь думаю, что образование не может быть одинаковым, а значит не должно быть образовательного стандарта. И мне это видится совершенно ясным, я чувствую, как это должно работать. В то же время, я ясно понимаю, что общее образование — вовсе не то, чему меня учили в советского образца школе. Потому что образование, не меняющееся в течение 40 лет в XX веке, не может оставаться общим. А кроме того, не может быть общим образование у ребенка московского и ребенка чукотского. И это начинается с того самого букваря, о котором я уже писал, и существованием которого, единого для всех нас, так все гордятся.
Мне думается, что общего образования действительно не нужно 11 классов, если устроить первые 7 разумно. Мне думается, что должны быть возможности образовываться дальше — те самые колледжи, ПТУ, или вот, классы как в нашей школе, которые безусловно содержат и общеобразовательные вещи, но больше другие — специальные. Можно и классы для тех, кто ни с чем не определился, даже не классы в нынешнем понимании, а некоторые биржи занятий, где можно пойти и познакомиться с каким-нибудь делом... Но у этого должна быть ценность.
Если этой ценности нет, то, мне думается, человеку в 13 лет полезно уже работать, не тяжелый физический труд, конечно, но, пусть несколько часов в день, посыльным, продавцом, секретарем, дворником, лаборантом, оператором на компьютере... А там и ценность образования, авось, да появится.
И уж, конечно, по западному принципу, "высшее" образование не должен иметь каждый, кто есть на рынке труда. На то оно и высшее, это образование, не для всех. А наши вузы заменили профессиональные училища; теперь, когда вузы исчезнут, не останется образования вообще. И придется заново повторять путь, проделанный нашими дедами за два прошедших века.
-----------------
Мне все это трудно сейчас; я, что получал, не слишком ценил. Вот и имею теперь одни ошметки.
Но это эпоха, когда и учеба не характеризует человека, да и вообще — вторична.
Моя, куда более образованная супруга утверждает, что когда она отвечала на вопрос «Кем быть?», она исходила, образно говоря, из списка факультетов МГУ. А о том, что на свете можно работать в других профессиях, по другим специальностям, она даже не представляла.
-----------------
Например, я теперь думаю, что образование не может быть одинаковым, а значит не должно быть образовательного стандарта. И мне это видится совершенно ясным, я чувствую, как это должно работать. В то же время, я ясно понимаю, что общее образование — вовсе не то, чему меня учили в советского образца школе. Потому что образование, не меняющееся в течение 40 лет в XX веке, не может оставаться общим. А кроме того, не может быть общим образование у ребенка московского и ребенка чукотского. И это начинается с того самого букваря, о котором я уже писал, и существованием которого, единого для всех нас, так все гордятся.
Мне думается, что общего образования действительно не нужно 11 классов, если устроить первые 7 разумно. Мне думается, что должны быть возможности образовываться дальше — те самые колледжи, ПТУ, или вот, классы как в нашей школе, которые безусловно содержат и общеобразовательные вещи, но больше другие — специальные. Можно и классы для тех, кто ни с чем не определился, даже не классы в нынешнем понимании, а некоторые биржи занятий, где можно пойти и познакомиться с каким-нибудь делом... Но у этого должна быть ценность.
Если этой ценности нет, то, мне думается, человеку в 13 лет полезно уже работать, не тяжелый физический труд, конечно, но, пусть несколько часов в день, посыльным, продавцом, секретарем, дворником, лаборантом, оператором на компьютере... А там и ценность образования, авось, да появится.
И уж, конечно, по западному принципу, "высшее" образование не должен иметь каждый, кто есть на рынке труда. На то оно и высшее, это образование, не для всех. А наши вузы заменили профессиональные училища; теперь, когда вузы исчезнут, не останется образования вообще. И придется заново повторять путь, проделанный нашими дедами за два прошедших века.
-----------------
Мне все это трудно сейчас; я, что получал, не слишком ценил. Вот и имею теперь одни ошметки.
Но это эпоха, когда и учеба не характеризует человека, да и вообще — вторична.
Моя, куда более образованная супруга утверждает, что когда она отвечала на вопрос «Кем быть?», она исходила, образно говоря, из списка факультетов МГУ. А о том, что на свете можно работать в других профессиях, по другим специальностям, она даже не представляла.
-----------------